МАТЕРИАЛИЗМ В ДРЕВНЕМ РИМЕ. ЛУКРЕЦИЙ КАР

В статье рассматривается эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философской мысли. Дана характеристика философским взглядам на страх и тревогу, сложившимся в разные исторические периоды, показана специфика подходов к выявлению сущности страха и тревоги в истории философии, а также в русской и западноевропейской философской мысли. Прослеживается трансформация взглядов на взаимосвязь тревоги и страха. На основе историко-философского анализа сформулированы ключевые аспекты философского понимания феноменов страха и тревоги — антропологический, онтологический, гносеологический, аксиологический, праксеологический. Сделанные выводы позволяют сформулировать положение, выступающее в качестве теоретико-методологической основы социально-философского, конкретно-социологического изучения страха и тревоги. . : Не случайно в ХХ веке получили распространение научные теории, предрекающие катастрофический исход человеческой цивилизации.

Философ Тит Лукреций Кар

О природе вещей Философия и поэзия перед загадкой природы В одной книге собраны произведения, созданные в разные эпохи и в разных краях античного мира, достаточно далекие друг от друга, связанные тем не менее не только общей темой, по и отношением глубокой и живо ощущаемой преемственности. В каждом из них литература соединяется с философией, чтобы в одновременной работе проницательной мысли и творческого воображения построить перед взором читателя картину мироздания, видимой и невидимой природы, окружающей человека, включающей его в себя, определяющей его существо и его судьбу.

Природа — это всё, вся вселенная в целом, но природа — это и тоненький ствол деревца, выросшего где-то на стене многоэтажного городского дома, природа — это мощные стихии, с которыми человеку трудно спорить, но природа — это и нечто хрупкое, слабое, нуждающееся в человеческой заботе, требующее охраны. Человек — это тоже природа, и когда человек наших дней обращается мыслью к природе, желая узнать, что она такое, он помнит, что тем самым он обращается к познанию самого себя.

Мы изучаем законы природы в убеждении, что законы эти распространяются и на нас.

объяснял веру в богов страхом перед силами природы. О страхе перед непонятными явлениями природы как причине веры в богов говорил и о религии обобщил последователь Эпикура Тит Лукреци ( гг. до н. э. ).

Уроженец Рима, Лукреций жил в бурное и трудное для римского общества время. Крупнейшими из современных ему событий были: Во всех этих быстро следовавших одно за другим событиях сконцентрировались все классовые противоречия эпохи: В эту эпоху беспощадной классовой борьбы, гражданских войн, восстаний, проскрипций и казней в Риме вырос и возмужал огромный поэтический и философский талант Лукреция. Поэма Лукреция одновременно и принадлежит традиции и оригинальна; она — и произведение философской и научной мысли и в то же время творение мощного и самобытного поэтического дарования.

Лукреций не только мыслит о явлениях и о причинах явлений природы как подлинный философ, но и видит их глазами поэта. Его воображение и ум питаются, не только аргументами Эпикура, Эмпедокла, но и образами фантазии Гомера и Энния. Лукреций — римский пропагандист и самобытный толкователь атомистического материализма и этического учения Эпикура. Он ищет философию, которая могла бы обеспечить человеку трудно доступную ему в современных римских условиях безмятежность и невозмутимость существования.

Новая точка зрения наиболее ярко нашла свое выражение во взглядах Эпикура — гг. Эпикур предполагал, что живое тело, как и душа, состоит из движущихся в пустоте атомов. Со смертью они рассеиваются по общим законам все того же вечного Космоса. Представленная в учении Эпикура картина природы и места человека в ней служила тому, чтобы достичь безмятежности духа, свободы от страхов и прежде всего перед смертью и богами которые, обитая между мирами, не вмешиваются в дела людей, ибо это нарушило бы их безмятежное существование.

Эпикурейцы размышляли о путях независимости личности от всего внешнего. Лучший путь они усматривали в самоустранении от всех общественных дел.

Иероним Стридонский сообщает, что Лукреций, отравившись любовным зельем, сошел а руководство о том, как избавиться от страха перед богами и смертью. отвечающего за чувства и интеллект, и anima, души как движущей силы, Говоря о развитии природы и общества, Лукреций полемизирует с.

Развитие психологических знаний в рамках учения о душе Эпикур и Лукреций Кар о душе После Аристотеля и стоиков в античной психологии намечаются заметные изменения в понимании сущности души. Эпикур предполагал, что живое тело, как и душа, состоит из движущихся в пустоте атомов. Со смертью они рассеиваются по общим законам все того же вечного Космоса. Представленная в учении Эпикура картина природы и места человека в ней служила тому, чтобы достичь безмятежности духа, свободы от страхов и прежде всего перед смертью и богами которые, обитая между мирами, не вмешиваются в дела людей, ибо это нарушило бы их безмятежное существование.

Эпикурейцы размышляли о путях независимости личности от всего внешнего. Лучший путь они усматривали в самоустранении от всех общественных дел. Именно такое поведение позволит избежать огорчений, тревог, отрицательных эмоций и тем самым испытать наслаждение, ибо оно не что иное, как отсутствие страдания. Материальный мир, по Лукрецию, от человека не зависим, он существовал до него, существует при нем, будет существовать после него.

Тит Лукреций Кар биография

Основой ее содержания послужило учение древнегреческого мыслителя Эпикура о физике и сопровождающих ее явлениях, изложенное в виде дидактического эпоса, не затрагивающего в деталях теорию познания и этики. Выдающийся творческий труд изложен в 6 книгах, излагающих атомистическую теорию мироздания, отвергавшую вмешательство божеств в судьбы людей, учение о душе, ее связи с телом, человеке и его восприятии мира с помощью чувств, истории зарождения и развития человеческого рода вместе с изучением происхождения разных языков.

Считается, что Лукреций Кар Тит видел главные признаки, влияющие на формирование настоящего общества и культуры, именно в самом процессе исторического зарождения и образования семейных связей, а также в появлении огня и языка. Зарождение религии, по его мнению, происходило на основе существования 3 причин, имеющих естественное происхождение. Вторая имеет отношение к невозможности объяснения причин возникновения множества природных явлений, превосходящих человеческие силы.

Третья неразрывно связана с существованием у каждого человека естественных страхов, присущих ему от природы.

Философская поэма Лукреция «De Rerum Natura» («О природе вещей»), явления природы, превосходящие человеческие силы, приписывались Известно, что Лукреци его родовое имя, Тит имя собственное, а Кар прозвище. которая избавляет человека от страха перед смертью и перед богами.

Поэма начинается обращением к богине Венере: Так, сразу после вступления к книге Лукреций провозглашает воспринятый им эпикурейский тезис: При соединении атомы образуют различные предметы, многообразие которых и составляет природу. Предметы вещи распадаются — это смерть, но сами атомы вечны и не исчезают со смертью предмета, а лишь дают материал для новых сочетаний. Поэтому бессмысленно бояться того, что будет после смерти: Материалистический принцип толкования природы мироздания, дающий объяснение возникновению, существованию и развитию природы вещей без вмешательства богов, является проявлением атеизма Лукреция.

Не отрицание существования богов, а утверждение о том, что боги никак не связаны с независимой от них вселенной,— вот в чем состоит атеизм Лукреция. Дважды в поэме встречаются стихи, излагающие позицию Эпикура, которую воспринимает и Лукреций: , стихи 44—49; кн. Лукреций Кар отдает должное своему вдохновителю и предшественнику, определяя свою позицию по отношению к учению Эпикура: Тем не менее Лукреций совершенно определенно указывает на свой собственный путь, которым до него никто не пользовался:

Тит Лукреций Кар

Они — олицетворение самодостаточной атараксии безмятежности эпикурейских мудрецов: Главная ценность — разум, опирающийся на чувства и превосходящий их: Главные проблемы — начала обычных тел и природа души.

рассмотрена природа индивидуальных и социальных страхов в . Мыслители античности Платон, Аристотель, Эпикур, Тит Лукреци и др страх - это страх перед бессознательными разрушительными силами.

Киники, Эпикур, Лукреций Кар После появления наиболее полных и разносторонних психологических теорий Платона и Аристотеля античная психология в период эллинизма была ориентирована на исследование более локальных проблем, часто имеющих не столько общетеоретическое, сколько практическое значение. Одной из наиболее важных в это время становится проблема развития нравственности, формирования нравственного поведения. Школа киников циников исходила из того, что каждый человек самодостаточен, то есть имеет все необходимое для духовной жизни в себе самом.

Однако, как подчеркивал один из ведущих ученых этой школы - Диоген Синопский ок. Люди привыкли к помощи общества, других людей, к комфорту. Поэтому единственный путь для нравственного самосовершенствования - это путь к себе, путь, ограничивающий контакты и зависимость от внешнего мира. Путь нравственного развития и обучения киников состоял из трех ступеней - аскезы, ападейкии и автаркии. Первый этап состоял в отказе от комфорта и благ, которые дает общество. Киники, как правило, ходили в ветхой одежде, лохмотьях в любую погоду, даже в дождь и холод не признавали теплых вещей, очень мало и плохо ели, не имели постоянного жилья, могли спать и под открытым небом, не мыться.

О природе вещей

Культура Включается этику, как основной раздел, логику и физику. Логика и физика — средства решения этических проблем. Основной задачей философии Эпикур считал обоснование того пути, который может привести человека к счастью в жизни. Для того, чтобы человек мог достичь счастья, крайне важно:

Последнее, отчего нужно избавиться мудрому человеку — страх перед судьбой, не существует, потому что высшие силы не участвуют в человеческой жизни и Тит Лукреций Кар, самый известный из римских последователей ее основные положения в своем поэтическом труде «О природе вещей».

Рода Энеева мать, людей и бессмертных услада, О благая Венера! Под небом скользящих созвездий Жизнью ты наполняешь и всё судоносное море, И плодородные земли; тобою все сущие твари Жить начинают и свет, родившися, солнечный видят. Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем Тучи уходят с небес, земля—искусница пышный Стелет цветочный ковер, улыбаются волны морские, И небосвода лазурь сияет разлившимся светом.

Ибо весеннего дня лишь только откроется облик, И, встрепенувшись от пут, Фавоний живительный дунет, Первыми весть о тебе и твоем появленьи, богиня, Птицы небес подают, пронзенные в сердце тобою. Следом и скот, одичав, по пастбищам носится тучным И через реки плывет, обаяньем твоим упоенный, Страстно стремясь за тобой, куда ты его увлекаешь. И, наконец, по морям, по горам и по бурным потокам, По густолиственным птиц обиталищам, долам зеленым, Всюду внедряя любовь упоительно—сладкую в сердце, Ты возбуждаешь у всех к продолжению рода желанье.

Роль трудов Эпикура и Лукреция Кара в формировании понятия анимус

, 26Биографические сведения о Л. Большинство исследователей сомневаются в этой информации, полагая, что обвинения Л. Все сходятся во мнении, что обстоятельства жизни Л. Исторические обстоятельства, безусловно, повлияли на формирование мировоззрения поэта, обратившегося к философии Эпикура как спасителя от жизненных бурь.

Эпикур и Лукреци о душе - История психологии: конспект лекций, Жанр: чувств и аффектов рассматривалась им в качестве ведущих движущих сил души. Страх перед стихиями природы и перед смертью заставил людей.

ок. — облёк своё учение в стройную поэтическую форму. Следуя теории эпикуреизма, Лукреций Кар постулировал свободу воли человека, отсутствие влияния богов на жизнь людей не отвергая, однако, само существование богов. Он считал, что целью жизни человека должна быть атараксия, аргументированно отвергал боязнь смерти, саму смерть и потустороннюю жизнь: Развивал учение об атомизме, широко пропагандировал идеи физики Эпикура, попутно касаясь вопросов космологии и этики.

Для философов-материалистов более позднего времени именно Тит Лукреций Кар является главным пропагандистом и доксографом учения Эпикура. Среди ярких последователей Эпикура и Лукреция — Пьер Гассенди. По имени Тита Лукреция Кара названо карианство — современное рационалистическое мировоззренческое течение, основанное на принципах неопозитивизма и постмодернизма.

Самые ранние биографические данные о нём относятся к в. До нас дошла его философская поэма"О природе вещей", представляющая собой дидактический эпос, излагающий физику Эпикура. Эта поэма - единственный литературный памятник античности, дошедший до нас полностью. Она состоит из шести книг. В книгах первой и второй излагается атомистическая теория мироздания и отвергается всякое вмешательство богов в мирские дела.

Книга третья посвящена проблемам души, её материальности и смертности, её связи с бренным телом.

ТИТ ЛУКРЕЦИЙ КАР О природе вещей ФИЛОСОФИЯ И ПОЭЗИЯ ПЕРЕД ЗАГАДКОЙ ПРИРОДЫ

О значительности эпикурейской пропаганды свидетельствует уже то обстоятельство, что эпикурейцы были первой философской школой, которая развила литературную деятельность на латинском языке, обращаясь, таким образом, к более широкой аудитории. Верные принципам школы, эпикурейцы писали просто, без реторики и без претензий на художественное изложение. Когда Цицерон приступал к философским работам, по-латыни имелся уже ряд эпикурейских произведений, а философия Эпикура насчитывала многих видных сторонников, которых привлекала к себе та или иная сторона учения.

Центром эпикуреизма в Италии была полугреческая Кампания. Около Неаполя находилась школа Сирона, одного из виднейших пропагандистов эпикурейского учения в 50 — 40 гг. В Кампании и Риме развертывалась продуктивная литературная деятельность греческого поэта и философа Филодема стр.

Богатство, требуемое природой, ограниченно и легко достижимо; а богатство, Если же он не имеет ни силы, ни желания - тогда за что называть его Богом Следует выбрать кого-нибудь из людей добра и всегда иметь его перед . и комментарии М. Л. Гаспарова // Тит Лукреций Кар. О природе вещей.

Книга шестая Явления природы Из биографии Тита Лукреция Кара-лучшего представителя античной философской поэзии, известного нам не из стихов, а из произведения, что дошел весь к нам, мы знаем очень мало. Приблизительная дата рождения - между гг. Поэма Лукреция осталась по смерти автора незаконченной со стилистической точки зрения: Произведение Лукреция - дидактическая поэма, что популяризирует философские идеи: Лукреций обратился не к ним, а к философа Эпикура гг.

Произведения Эпикура не дошли до нас: Антирелигиозную пропаганду, как и изложение чисто теоретических космологических и физических а вместе с тем и физиологических проблем, Лукреций подает н приподнятом тоне, мысля образами, широко используя сравнения. Эти свойства поэмы Лукреция обеспечили ей успех и огромное влияние в истории новой европейской культуры, начиная от эпохи Возрождения. Представители буржуазной критической мысли, прокладывая пути к материалистического миропонимания, неоднократно обращались к римского поэта.

РИМСКАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ. ПОЭМА ТИТА ЛУКРЕЦИЯ КАРА «О ПРИРОДЕ ВЕЩЕЙ»

На главную Справочная литература Перейти на слово: Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Ученик. Эпикура. Лукреций. Кар (6л 9 гг до не), развивая мысли которые сделали это от страха перед грозными силами природы, от них ее.

О природе вещей Философия и поэзия перед загадкой природы В одной книге собраны произведения, созданные в разные эпохи и в разных краях античного мира, достаточно далекие друг от друга, связанные тем не менее не только общей темой, по и отношением глубокой и живо ощущаемой преемственности. В каждом из них литература соединяется с философией, чтобы в одновременной работе проницательной мысли и творческого воображения построить перед взором читателя картину мироздания, видимой и невидимой природы, окружающей человека, включающей его в себя, определяющей его существо и его судьбу.

Природа — это всё, вся вселенная в целом, но природа — это и тоненький ствол деревца, выросшего где-то на стене многоэтажного городского дома, природа — это мощные стихии, с которыми человеку трудно спорить, но природа — это и нечто хрупкое, слабое, нуждающееся в человеческой заботе, требующее охраны. Человек — это тоже природа, и когда человек наших дней обращается мыслью к природе, желая узнать, что она такое, он помнит, что тем самым он обращается к познанию самого себя.

Мы изучаем законы природы в убеждении, что законы эти распространяются и на нас. Когда греческие философы впервые начали думать о природе, они отчетливо противопоставили ее закону как сугубо человеческому изобретению и воле богов как причине неисповедимой и для разума неуловимой.

Samadhi Movie, 2017 - Part 1 -"Maya, the Illusion of the Self"