Стыд, страх и совесть

Да, все они близки, но есть между ними и существенные отличия. Причем, каждое из них можно рассмотреть как с положительной, так и отрицательной стороны. Чувство вины Возникает как короткая или длительная реакция, сопровождаемая негативными эмоциями на то, что, по мнению человека, он сделал неправильно, и в результате этих действий пострадал и расстроился кто-либо, или стало плохо самому. Чувство вины исходит из осуждения — другими людьми или самим себя. У всех людей это чувство развито по-разному. Один человек постоянно считает себя виноватым и занимается самобичеванием. Переживает, страдает, зачастую берет вину других на себя, постоянно подстраиваясь под ситуацию. А другой никогда себя ни в чем не обвиняет, считая, что во всех несчастьях виноваты окружающие люди. Некоторым личностям самолюбие просто не позволяет ощущать чувство вины. В идеале человек должен испытывать вину непродолжительное время или, по крайней мере, до тех пор, пока не исправит свою ошибку в случае возможности ее исправить.

Совесть и стыд

Вина и стыд как механизмы, социального контроля Среди регуляторов социотипического поведения большую роль играют нравственные нормы, то есть системы представлений о правильном и неправильном поведении, требующие выполнения одних действий и запрещающие другие. Ранее мы уже затрагивали некоторые присущие нормам межкультурные различия.

Но так как поведение любого человека складывается из выполнения норм и их нарушения, следует обратить внимание и на психологические механизмы, используемые культурами при осуществлении социального контроля за соблюдением норм. Исследователи особое внимание обращают на значимость в конкретных культурах чувств страха, стыда и вины.

Страх, как отмечает Ю. Лотман, присущ не только человеку любой культуры, но и животным, но кроме страха существуют и специфически человеческие, сформированные культурой механизмы, гарантирующие соблюдение нравственных норм см.

Духовный уровень нравственного сознания как высшая форма его развития. Характеристика раннего антропогенеза с точки зрения механизмов регуляции. Понятие совести и ее структурных блоков: стыд, муки совести, . Страх и страдание как причина зла; Категорический императив И. Канта.

На протяжении столетий проблема совести находилась в компетенции религиозно-идеалистической системы общественного сознания и в силу инертности последнего не успела занять достойного места в фундаментальных разработках академической науки. В этой связи уместно напомнить, что в православном вероучении совести как специфически человеческому фактору разумной жизни отводится центральное место, поскольку она представляет собой не что иное, как постоянную информационную связь с Богом.

Согласно религиозным воззрениям, совесть не позволяет человеку переходить ту нравственную грань, за которой он уподобляется животному, руководствующемуся инстинктами. В теологии утверждается, что Бог через совесть управляет человеческой личностью, создавая для нее комфортное или дискомфортное состояние. Именно дискомфортное состояние совести заставляет человека осознать свои грехи мысли, слова и поступки, не соответствующие нравственным , раскаяться, исправиться и возвратиться в устойчивое состояние внутренней гармонии.

Лаконично и точно сформулировал православные суждения о совести преп. Она есть глас Божий — голос ангела хранителя.

Нравственное сознание Нравственное сознание в структуре личности Нравственное сознание является неотъемлемой принадлежностью человеческой личности как образа Божьего. В структуре личности нравственное сознание следует признать как безусловный и не требующий объяснения факт. Нравственное сознание не может быть выведено ни из каких причинно-следственных предпосылок, потому что оно есть чистое и самое глубокое отражение в человеке образа Божьего.

Природа нравственного сознания идеальна. Эмпирически человек становится носителем нравственного сознания в процессе взаимодействия с социально-культурной средой. Хотя формирование индивидуального нравственного сознания обусловлено влиянием факторов конкретной социальной среды, его природа является идеальной, так же, как идеальной является природа мысли и природа сознания вообще.

на определенные личностные образования, такие как стыд и совесть. окружающей реальности и регуляции поведения и деятельности Это страх перед потерей уважения в глазах тех, перед кем человек а также агармоничный, дисгармоничный и гармоничный уровни развития [10].

Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость — категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.

Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную справедливость равенства и распределительную справедливость пропорциональности. Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях. Справедливость не зависит от благосостояния, социального статуса, личных симпатий людей и др. Ее конкретное понимание зависит от правил, привычек, обычаев, свойственных данному обществу. Нарушение установленных правил, пусть даже несправедливых, может восприниматься как несправедливость.

Первая известная формулировка правила справедливости - правило талиона. Оно отражает связь справедливости и равенства, фиксирует отношения взаимного воздаяния кровная месть.

Моральной регуляции

Совесть не является ни чувством, ни состоянием. Это автономный компонент внутреннего человека. Стыд и совесть Стыд и совесть знаменуют собой два этапа в формировании феномена человека.

делового общения; проблема совести как механизма регуляции межличностного общения; вина и стыд как моральные переживания; психология .. 4) уровень нравственного общения (результат добровольного согласова- .. волен; виноватая совесть порождает страх и ненадежность; виноватая совесть –.

Чувство долга и совесть образуют морально-психологический механизм самоконтроля, тесно связанный с свободой и ответственностью личности. Долг — это императив моральной регуляции, принятая личностью необходимость подчиняться общественной воле. Нравственный долг — это превращение требований общественной морали в личный императив конкретного лица и добровольное его выполнение. Источником долга является общественный интерес, нравственная обязанность человека по отношению к другим людям и самому себе.

Общественная направленность долга, конечно может вызывать внутреннее сопротивление личности, поскольку ограничивает ее свободу, требует подчинять личный интерес интересам других людей. Долг не равен обязанности: Долг — это нравственная обязанность человека, выполняемая им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений — чувства долга. Важнейшим свойством долга является его добровольность. Однако в зависимости от степени осознания важности долга и от отношения к нему, его требования могут осуществляться на разном уровне добровольности: Подлинно моральным долгом является свободное следование общественно необходимым требованиям или личным обязательствам.

Люди нравственного долга активны, деятельны, не могут равнодушно проходить мимо несправедливости, ущемления прав другого человека и активно утверждают в жизни добро. Так, например, декабристы, дворянские интеллигенты, многие меценаты и благотворители, правозащитники исходили в своей деятельности из понятия морального долга.

СОВЕСТЬ КАК ЯВЛЕНИЕ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Потому и совесть — с этого я начал — страх зла другому. Но, увы, всего чаще именно это и невозможно. Вечное проклятье — дело все- таки исключительное, вообще же жизнь и смерть равномасштабны совести, умершему отпускает даже совесть. Этикет для нее — или загадка, курьез, или глупая пародия на этику. Но думать, что по правде добро и зло — тот же долг совести.

Но интимного, точно, еще не ведают.

Можно сказать, что страх оказаться в положении, порождающем стыд, . нравственной регуляции (своего рода прото-совесть) представляют собой Высокий уровень социальной культуры и гражданская активность, с их точки .

Совесть среди других этических понятий 17 3. Стыд и вина как этапы становления совести 17 3. Соотношение совести с другими этическими категориями 18 Заключение 21 Список литературы 22 Введение Этика как наука изучает социальные отношения, в основе которых лежит нравственность. Нравы человека определяют его поведение в обществе, так как здесь он тесно связан с другими людьми.

Ему приходится корректировать собственные поступки, принимая во внимание общепринятые нравственные нормы. Так происходит в силу того, что нравственные ценности требуют практического воплощения. Это не просто указания, выполняемые или невыполняемые по усмотрению личности, это требования совершения определенных действий.

Таким образом, следование нравственным ценностям является долгом каждого человека. Неисполнение долга — вина, осознаваемая и переживаемая человеком.

Психология ответственности

Во всех европейских языках латинский , французск. слово Совесть образовано из корня, обозначающего знание вед. Явление Совести свойственно только человеку: Совестливость, как одно из важнейших нравственных качеств личности. Нравственная чистота — величайшая ценность, дающая человеку право быть гордым и считать себя порядочным человеком.

Нравственная чистота означает, что человек в любых ситуациях и обстоятельствах остается верным требованиям этической морали, никогда не отступает от них.

Долг и стыд как механизмы культурной регуляции в корпоративистских внешнего и внутреннего уровней регуляции, ведь поступок «по совести» рвущийся из самых глубин нравственной сущности человека; «угрызения совести» Обнаруживается эта совесть в страхе перед возможным неодобрением.

Стефаненко Татьяна Гавриловна 4. Вина и стыд как механизмы, социального контроля Среди регуляторов социотипического поведения большую роль играют нравственные нормы, то есть системы представлений о правильном и неправильном поведении, требующие выполнения одних действий и запрещающие другие. Ранее мы уже затрагивали некоторые присущие нормам межкультурные различия. Но так как поведение любого человека складывается из выполнения норм и их нарушения, следует обратить внимание и на психологические механизмы, используемые культурами при осуществлении социального контроля за соблюдением норм.

Исследователи особое внимание обращают на значимость в конкретных культурах чувств страха, стыда и вины. Страх, как отмечает Ю. Лотман, присущ не только человеку любой культуры, но и животным, но кроме страха существуют и специфически человеческие, сформированные культурой механизмы, гарантирующие соблюдение нравственных норм см. Рассматривая эти регуляторы человеческого поведения в качестве стержневого измерения культур, Р.

В культуре, где принадлежность к определенной группе значит больше, чем сохранение индивидуальности, а главным механизмом социального контроля является стыд, у человека формируется привычка соотносить свои действия с моральными оценками окружающих. У японца чувство стыда воспитывается с раннего детства с помощью апелляции к общественному мнению, высмеивания[68] и бойкота: Японская мать неспроста пугает шалуна: Она грозит ребенку отлучением от семьи — первой общины, по законам которой приучается он жить.

Чувство вины, стыд и совесть

Значение совести в педагогике 5. Функционирование совести Список литературы Введение Совесть представляет собой способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания. Совесть — это внутренний контролер человека. Моральные ценности ориентируют человека в его поведении.

и механизмов регуляции социального поведения личности, в соответствии с страх, стыд и вина (совесть), соответствующие уровням нравственной.

Важно помнить об её нахождении в прямой зависимости от ценностной картины мира отдельно взятого индивида. Эта картина зависит от целого ряда факторов, каждый из которых существует как на индивидуальном, так и на общественном уровне, влияя на психологию отдельно взятой личности и на идеологию общества в целом. Эти факторы составляют структуру морального сознания, которое выступает в роли системы регуляции поведения человека.

Основой здесь являются нормы — образцы поведения в конкретной ситуации. Они были сформированы ещё в традиционной культуре на базе ритуалов по В. Топорову, нормы - звено ритуала и обычаев. Наиболее общей идеей, лежащей в основании выбора действий, являются принципы. Вкупе они образуют моральные кодексы, которые описывают базовые основания профессиональной деятельности, сословного поведения личности. Идеалы выражают потребности индивида или общества в определённых формах поведения. И, наконец, ценности определяют моральную значимость действий.

Таким образом, на совесть наложено множество индивидуальных отпечатков личности. В подобных случаях всегда встают вопросы: Однако, можно встретить такое понятие как коллективная совесть. Оно применимо к средствам массовой информации, различным организациям, общественным движениям, которые выражают строгую самооценку общества или коллектива.

. Этика. Мораль. Нравственность. Совестливость

Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Следующая Начнем по порядку, с самого вредного, с первого действия — указания. Указание по своей психологической сущности есть реализации и предполагает повиновение, подчинение и поэтому какое-то ограничение свободы работника. Приказ, распоряжение, команда — разницы в этих понятиях почти нет, различие только в силе психологического давления, в степени ограничения свободы: В этот самый момент происходит главное психологическое событие, имеющее важнейшие социальные последствия, даже если нести совсем недалеко и совсем не трудно.

«совесть» у античных авторов, в целом, можно охарактеризовать как стыд . два механизма социальной регуляции: страх и стыд.

Совесть как внутренний регулятор нравственного отношения сотрудников правоохранительных органов к людям. Совесть — это способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному. Совесть отличается от другого внутреннего контроля, осуществляемого сознанием, чувства стыда.

Стыд и совесть — довольно близкие понятия. Стыд полностью ориентирован на мнение других людей, которые могут выразить свое осуждение по поводу нарушения норм. В совести решения, действия и оценки соотносятся не с мнением или ожиданием окружающих, а с долгом. Совесть выполняет функцию внутреннего регулятора, свойственную морали в целом, действуя в четырех направлениях. Как побудитель, ориентируя нас на соблюдение нравственных требований, создавая положительную психологическую установку.

Как запрещающий фактор, заранее осуждая нас за предполагаемый выбор. Совесть может говорить в нас во время действия, корректируя его. Как контролер, оценивая наши поступки, вызывая соответствующие нравственные переживания. Исходную генетическую основу совести составляет сопереживание, а поскольку она выражается преимущественно в негативном виде, — сострадание.

Стыд, Вина, Страх. О воспитании себя и ребенка.